n-wp.ru — блог о WordPress
Опрос: так ли нужен сайдбар в современном блоге? | n-wp.ru

Опрос: так ли нужен сайдбар в современном блоге?

WordPress — это не только движок, но еще и определенная концепция дизайна. С приобретением широкой популярности WordPress внес в дизайны сайтов такие понятия, как футер и сайдбар — они стали играть в навигации и выводе дополнительной информации большую роль. Поначалу и я старался, чтобы в каждом, создаваемом мною блоге, обязательно был сайдбар, снабженный кучей информации, причем чем большее ее там — тем лучше. Я искал компактные методы размещения (спойлеры, табы), пробовал ajax и прочие скрипты, и все лишь для того, чтобы вставить еще пару-тройку, как мне казалось, важных ссылок, в которых посетители позарез нуждаются. А потом я установил статистику кликов по ссылкам, и мои взгляды стали меняться.

Изучая статистику, показывающую, по каким ссылками кликают пользователи, я заметил, что сайдбар, даже самый функциональный и насыщенный информацией, не пользуется такой популярностью, как казалось раньше. Если на сайте дополнительные ссылки и информацию можно размещать не только в сайдбаре, но и в конце страницы, в футере, то отдача от ссылок, расположенных в сайдбаре, стремится к нулю.

Возьмем для примера блог 123-box.ru. Если посмотреть на тепловую карту ссылок на главной странице, то сразу видно, что в сайдбаре посетителей интересуют только ссылки на категории.

Опрос: так ли нужен сайдбар?

Все остальные ссылки, которые я старался расположить в сайдбаре, никому не нужны. Совершенно не интересны самые популярные посты, мало кто интересуется календарем публикаций, редко переходят по ссылкам на последние комментарии, даже теги остались маловостребованными. Посетителей больше интересуют ссылки на полную запись, ссылки на комментарии, и даже ссылки на все посты автора, а ссылка на категорию интересна, если она расположена недалеко от текста анонса.

Если зайти на отдельную страницу, то ситуация будет примерно такой же, и даже более показательной.

Опрос: так ли нужен сайдбар?

Посетители охотно кликают по ссылкам на похожие публикации, ссылкам на другие посты из этой же категории, ссылкам, ведущим к комментариям, и ссылкам на следующие/предыдущие записи. Ссылки в сайдбаре остаются невостребованными.

Посетители более охотно пользуются ссылками, расположенными в футере, нежели чем в сайдбаре.

Опрос: так ли нужен сайдбар?

Да я и сам в последнее время стал все чаще замечать, что, заходя на какой-нибудь сайт, у которого есть сайдбар со множеством ссылок, практически перестал обращать на него внимание. Так в чем же причина падения популярности сайдбара?

Во-первых, юзабилити. При просмотре страницы, мы читаем сверху вниз. То есть когда мы добираемся до конца публикации, перед нашими глазами уже не остается ссылок, которые расположены в сайдбаре, за то есть множество ссылок в конце публикации и в футере. Чтобы добраться до сайдбара, нам нужно как минимум подняться наверх, и просмотреть ссылки в нем отдельно, опять же сверху вниз. То есть получается, что нам нужно два раза просмотреть страницу сверху вниз — согласитесь, что не каждый это будет делать.

Во-вторых, при просмотре публикации ссылки внизу страницы составляют конкуренцию ссылкам в сайдбаре. И если внизу страницы есть все нужные посетителю ссылки, то о том, чтобы вернуться к сайдбару, он может и не вспомнить.

В-третьих, сайдбар узкий. В нем трудно преподнести информацию в привлекательном виде. Приходится уменьшать текст, уменьшать картинки, экономить место, сокращать названия — в итоге становится совершенно неинтересно читать, что там написано мелким шрифтом и с малюсенькими картинками.

В-четвертых, в сайдбар традиционно помещают не самое интересно. Обычно там находится то, что не смогли вместить в публикацию, или же то, что не знают куда больше вставить — реклама, теги, комментарии — в общем, не самые важные для посетителей штуки.

В итоге что мы имеем? Мы имеем сайты с сайдбаром, который фактически утратил свое значение. Как минимум четверть полезной площади, которую можно использовать, пропадает зазря.

Конечно мне видно все только с моей колокольни, и возможно, что ситуация с нужностью сайдбара в современном блоге не такая, какой я себе ее представляю. Поэтому предлагаю вам ответить, так ли нужен сайдбар в современном блоге? Опрос установит картину, приближенную к истинной, и тем самым поможет в дальнейшем и мне и вам делать более полезные, более удобные блоги, обладающие хорошим юзабилити.

tiaurus

Являюсь создателем n-wp.ru — блога о WordPress для новичков. Мне интересно многое, поэтому еще я сделал 123-box.ru — блог о программах для Windows, и tiaurus.info — блог о красоте.

17 комментариев

  • я тоже заметил что людям не нравится сайдбар, а лучше воспринимаются ссылки в футере. так я на своих сайтах и делаю.

    новые(для меня :) ) блоги я люблю читать по интересующим меня темам — рубрикам или тэгам, но больше я доверяю рубрикам. и хотел бы получать удобный доступ к этой навигации, остально меня не волнует.

    +большая доля нетбуков, не больших экранов, для них сайдбар — пустая трата места.

    • и по моему как-то опрос не отражает суть тайтла. я думал что будет другой опрос когда зашёл

          • сайдбар жизненно необходим
          • сайдбар необходим только для навигации
          • сайдбар не нужен, лучше размещать информацию и навигацию в футере сайта
          • сайдбар не нужен, лучше размещать информацию и навигацию в шапке сайта

          как-то так) я думал что будет, что-то вроде этого

          • Меня больше интересует, нужен ли сайдбар с точки зрения посетителей. Согласитесь, что не всегда то, что думает вебмастер/дизайнер, соответствует тому, что нужно посетителям. Понятно, что если навигация будет только в сайдбаре, то деваться будет некуда, и придется кликать по ссылкам в нем. Но если будет выбор — сайдбар или футер, то лучше спросить посетителей, как им удобнее?

  • Интересный вопрос поднят… Я считаю одно, если его не перегружать и не делать слишком широким, то в нем нет ничего плохого. А до футера не все доходят

    • В России есть спец по юзабилити Сатин Дмитрий, так вот он в своих докладах ( http://di.by/2010/2093/ ) часто приводит именно навигацию в футере, как способ эффективно организовать навигацию(именно навигацию).

      Зайдите на случайный блог/сайт. Что обычно вы увидите в сайдбаре? Рекламу! У меня привычка, пропускать мимо глаз сайдбар, как кучу бесполезного хлама. adblock не всегда спасает.

      много примеров сайтов с такой навигацией: ubuntu, yahoo(сейчас там виджет сбоку, одно время не было), больше не упомню хороших примеров

  • Пришел к выводу что сайдбар в современных блогах практически не нужен. Рубрики можно разместить в хедере, а последние комментарии, облако тегов и прочее можно разместить в футере.

  • Судя по результатам опроса, большинство не видит необходимости в сайдбаре, но в то же самое времяч активно кликает по ссылкам в нем. Похоже, что многие не определились, нужет все-таки сайдбар или нет.

    • > Нужен сайдбар в современном блоге?

      Я думаю здесь нельзя ответить — нужен или нет.

      Мое мнение — нужен если нужен, например показать там действительно что то важное / актуальное / интересное — в удобной форме, а не если туда всякой фигни набить, «чтобы было».

      Также сайд бар хорошее место для рекламы. ))

    • активно пользуюсь ссылками в сайдбаре + Нет, не нужен

      почему? потому что сейчас практически везде используются сайдбары, и первый опрос != второму. А вот ответ типо: мне нравится пользоваться ссылками в сайдбаре == Да, нужен

      • потому что сейчас практически везде используются сайдбары

        Это верно, но в то же время увеличивается популярность мобильных девайсов с не очень большими экранами — КПК, смартфоны и планшеты, а так же нетбуки. Для них разработано множетсво тем, в которых сайдбар отсутствует. Не кажется ли это вам показателем того, в какую сторону развивается дизайн блогов?

/* ]]> */